Юр-Центр

работаем с 2009 года

г. Н.Новгород, пр. Ленина, д. 27 корпус 1 оф. 204

тел. 8-904-054-34-24,  8-903-602-47-40, 

почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Oформление собственности

В некоторых случаях работодатель имеет возможность обеспечить сотрудника жильем. О том, какие при этом необходимо оформить документы, мы расскажем в статье.

Как правило, квартирный вопрос встает перед компаниями, которые приглашают работников из других населенных пунктов или направляют сотрудников на работу в другую местность <1>.
--------------------------------
<1> В этом материале мы не будем рассматривать предоставление жилья в связи с вахтовым методом работы. - Примеч. ред.

Организация может предоставить работнику жилье, принадлежащее ей на праве собственности, арендовать его у юридического или физического лица, выделить работнику деньги для самостоятельной аренды. В данной статье рассмотрим первый вариант.

Не всякое жилье для работника - служебное

Нередко работодатели, обеспечивающие сотрудников жильем, совершают ошибку, руководствуясь гл. 10 "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" Жилищного кодекса.
Согласно указанной главе служебным жильем может быть признана, например, квартира, относящаяся к помещениям специализированного жилищного фонда (п. 3 ст. 19 и пп. 1 п. 1 ст. 92 ЖК РФ). Дополнительным условием является наличие трудовых отношений (ст. 93 ЖК РФ).
Однако, как пояснила старший юрист департамента налоговых и юридических услуг компании "Грант Торнтон" Тамара Рувимовна Сивак, нормы ЖК РФ о специализированном жилищном фонде применимы только для бюджетных учреждений, органов государственной власти, местного самоуправления и унитарных предприятий. Речь идет о помещениях государственного и муниципального жилищных фондов (объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований).
Жилье, находящееся в собственности коммерческой организации и предоставленное работнику для проживания, относится к частному, а не специализированному жилому фонду (пп. 1 п. 2 ст. 19 ЖК РФ). Оно не может быть признано служебным в трактовке Жилищного кодекса. Поэтому коммерческие организации не обязаны переводить жилые помещения в специализированный жилой фонд. А вот для бюджетников это - обязанность. О подобных нюансах мы поговорим в следующих номерах.
Правоотношения частных компаний с их работниками по поводу предоставления жилья регулируются Гражданским, а не Жилищным кодексом.

Документальное оформление

Сведения о возможности и порядке предоставления работникам жилья прописывают в локальных нормативных актах предприятия, а также указывают в трудовом договоре с конкретным сотрудником. Кроме того, при предоставлении жилья оформляют:
- приказ;
- договор;
- акт приема-передачи.
Также необходимо внести данные в инвентарную карточку объекта основных средств.
Рассмотрим особенности составления (заполнения) этих документов.

Коллективный договор

Норма о возможности предоставления жилья работнику может быть закреплена в коллективном договоре. Ее следует дополнить описанием условий, при которых она действует. Например, в отношении иногородних работников или сотрудников, направленных на работу в отдаленную местность. Тут следует указать условия предоставления жилья или пояснить, что они определяются в каждом конкретном случае.
Если в коллективном договоре оговорок по поводу предоставления жилья работнику нет, это не означает, что организация и работник лишаются возможности оформить жилищный вопрос, сделав необходимые записи в трудовом договоре.
Предположим все же, что в коллективном договоре обязательство и условия его реализации прописаны. Рассмотрим, какие пункты должны быть в трудовом договоре.

Назад на Главную страницуНа Главную

Алиса это умеет